[Отзыв]: Стартап вокруг клиента

Очень давно я ничего не писал, так что пора расчехлить. Посвятим немного времени стартапам. Тема модная и актуальная.

"Стартап вокруг клиента. Как построить бизнес правильно с самого начала" Брент Купер, Патрик Власковиц"Стартап вокруг клиента. Как построить бизнес правильно с самого начала" Брент Купер, Патрик Власковиц

Это "вольный" перевод книги Customer Development, которую мне захотелось прочитать на родном языке. Бывает у меня такое иногда.

Если разделить аудиторию на тех, кто вращается в "стартаперских" кругах(катализаторах, конференциях, акселераторах) и на тех, кто краем уха что-то об этом слышал, но не вникал, то первым книга уже бесполезна, а вторым еще рано, но полезно, чтобы наломать чуть меньше дров потом.

Вся суть стартапа(не путать с бизнесом) в поиске работающей бизнес модели, а где же её взять, как не из решения проблем клиентов. Как узнать об их проблемах? — Взять трубку и позвонить(заменить на написать письмо, написать сообщение).

Для большинства из нас разговор с другими людьми это большой стресс, а если этот человек вам незнаком, то стресс в десятикратном размере. Как преодолеть свои страхи и выйти из зоны комфорта написано в других книгах, здесь вы узнаете как разговорить своего потенциального клиента.
В книге предложен вариант структуры для customer interview, который советую взять за основу(!= копировать). Обратите внимание на пример письма, которое можно отправлять людям, чтобы выйти на контакт. Одна из основных хитростей — "хотелось бы услышать ваше экспертное мнение". Действительно, кто из нас не эксперт в собственном деле? Немного лести отлично смажет ваш путь в пучину неизведанного.

  • Задавайте открытые вопросы и готовьтесь к своему интервью.
  • Ищите проблему вашего клиента, позвольте поделиться ею с вами.
  • Не продавайте свой продукт(успеете еще потом), хотя если есть что уже предложить, то вперед
  • Не пытайтесь переубедить человека в чем-то. Переубеждая вы пытаетесь создать рынок для своего продукта, а это задача очень и очень сложная.
  • Слушайте очень внимательно и записывайте
  • Хороший прием — "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и вы одним взмахом можете решить свои проблемы на работе, чтобы вы исправили в первую очередь?"

Это то, что я вынес для себя из этой книги. Для меня самое сложное в customer development было перебороть свое нежелание что-либо делать и начать разговаривать. Следующий трудный шаг, это написать хороший скрипт интервью. Кстати, для тех кто не в курсе, залог успеха стартапа — крутые тексты.