Processes & Threads #3

Продолжим рассказ о тредах, процессах и способах синхронизации. В прошлый раз разговор был о мютексах, теперь же поговорим о семафорах.

Семафоры

Для семафоров аналогия с ванной уже не пойдет, поэтому сместим фокус на самое ненавистное любимое место мам -- кухня. Не может быть 2х хозяек на одной кухне, но представим, что в нашей ситуации все-таки может.

Предположим, что одновременно на кухне может быть не более 2х человек. Такое невозможно провернуть с мютексом, потому что он по определению блокирует ресурс.

Семафор со счетчиком 1

В ванной могут возникать 2 ситуации:

  • дверь открыта и внутри никого нет
  • дверь закрыта и внутри кто-то есть

Других ситуаций не дано. Дверь не может быть закрытой, если внутри никого нет, потому что мы можем заблокировать её только изнутри и снаружи блок не снимается. Также дверь не может оставаться открытой пока внутри кто-то есть, иначе любой может нарушить границы личного пространства. Это пример семафора со счетчиком 1, который ведет себя по сути как мютекс.

В некоторых операционных системах мютексов как таковых нет, они реализованы через семафоры.

У них есть важные отличия, продолжая аналогию — мютекс это щеколда, семафор это ключ от замка. Таких ключей может быть как 1 так и много. Счетчик семафора говорит о том, сколько одновременно желающих может воспользоваться ресурсом.

Важно также понимать, что в случае с ванной получение мютекса это атомарная операция, которая не может быть прервана другим тредом, т.е. ситуации, в которой одновременно 2 треда получили право использовать мютекс не будет.

Но для кухни такой вариант синхронизации не подойдет.

Семафор со счетчиком > 1

Предположим мы сделали в кухне дверь с замком. У замка есть 2 комплекта ключей, которые висят снаружи на стене. Дверь всегда закрыта, когда кто входит внутрь кухни, он закрывает за собой дверь. Такие правила игры, таким образом можно контролировать необходимое нам количество людей внутри кухни.

Каждому кто хочет попасть на кухню требуется ключ, если его нет, то приходится ждать пока предыдущая кухарка выйдет и повесит ключ на стенку, чтобы его можно было забрать.

Тоже самое происходит с тредами, мы устанавливаем счетчик равный 2. Когда треду требуется ресурс он уменьшает счетчик семафора на 1 и забирает ресурс, когда второму требуется это же ресурс, он также уменьшает счетчик на 1, третьему же треду придеться ждать пока один из предыдущих пользователей вернет ресурс на место.

Существует еще несколько способов синхронизации — условные переменные, барьеры и т.д., но о них я здесь говорить не буду.

На этом вводную часть буду считать законченной и в следующих заметках планирую рассказать о тонкостях реализации тредов в Ruby.